Почему одни люди добиваются победы и успеха, а другие терпят поражение? До сих пор этот вопрос остается дискуссионным в рамках существующих концепций традиционного менеджмента. Анализ непосредственно экономических поступков не дает ответа, так как это следствия, а причина ― способность лидера находить в каждой конкретной ситуации единственно верное решение, ускользает от анализа.
Эта способность определяется не только знаниями и уровнем IQ, который отражает лишь один аспект ума, но и другими способностями, а также ценностями, которые человек считает важными для себя.
Логику успеха можно проследить используя кинофильмы, как своего рода лабораторию, например, фильм «Чужие деньги».
Главный герой фильма Лоуренс Гарфилд (Дэнни ДеВито) занимается бизнесом по слияниям и поглощениям компаний. Он скупает акции недооцененных по тем или иным причинам предприятий и затем продает их с прибылью для себя. Иногда это приводит к закрытию заводов или фабрик, но так или иначе на их месте возникают новые.
Однажды, под рождество Гарфилд обнаруживает, что акции малоизвестной компании New England Wire & Cable потихоньку стали расти. Более детальное изучение экономики предприятия вызывает у него еще больший интерес, так как оказывается, что акции сильно недооценены и скупив фабрику, можно заработать десятки миллионов долларов.
Экономическая логика этой сделки прозрачна и лежит на поверхности, но когда Гарфилд встречается с крупным акционером и президентом компании Эндрю Йоргенсоном (Грегори Пек) он сталкивается с непониманием и получает отказ. Отсюда и начинает развитие сюжетная линия фильма, основанная на конфликте поколений, экономических моделей и мировоззрений.
Йоргенсон пожилой промышленник старой закалки, он хочет любой ценой сохранить фабрику, которую создавал и считает своей. Для него предприятие ― это и семья, и друзья, и его собственная история. Закрыть фабрику, чтобы сделать деньги он не может по моральным причинам, таковы его убеждения, которые он не в силах поменять.
Гарфилд моложе, свободней, он смотрит на бизнес как на чистую математику денег. У него нет предубеждений, для него все это своего рода игра. Фабрика для него это товар, который покупается и продается, и так как сделка сулит хорошую выгоду, он хочет ее совершить.
В фильме идет столкновение ценностей старых и новых. Начавшаяся глобализация, новые технологии от электрической зубной щетки до персональных компьютеров становятся данностью, которые уже невозможно не замечать. И фабрика, которая по старинке делает кабель и провод, это уже атавизм ― она не конкурентна, нет спроса на ее продукцию, ее будущее предрешено вне зависимости от моральных устоев.
Гарфилд лишь подводит черту, расчищает место под новый проект. Раз фабрика не дает прибыль, то следует что-то менять: либо сменить управленцев, которые смогут наладить прибыльное производство, либо очистить территорию для нового бизнеса, более актуального и востребованного сегодня. Что в итоге и происходит.
Но чтобы реализовать экономическую логику требуется учитывать множество обстоятельств, в первую очередь юридического свойства. И если Гарфилд, как он выражается «вырос в судах», то Йоргенсон не готов использовать юридические возможности для защиты своего предприятия, даже привлекая хорошего адвоката Кейт Салливан (Пенелопа Энн Миллер), он отказывается делать то, что ему предлагают, будучи убежденным в том, что все это от лукавого, в то время как на его стороне правда жизни.
Открытая схватка двух героев, двух взглядов на экономику, происходит на собрании акционеров, где и решается судьба предприятия. При этом честный и бесхитростный промышленник в своем выступлении упирает на понятия: дружба, справедливость, другие человеческие ценности, обходя стороной вопросы экономики. Но выигрывает в итоге Гарфилд, потому что он оказывается более честным, он прямо говорит о логике денег, о выгоде для акционеров, и именно эти вопросы волновали людей.
Значит ли это, что новый мир сметает не только старые технологии, но и прежние человеческие ценности? Скорее речь идет о том, что меняются прежние коллективные модели. На смену семейным и патриархальным, приходят новые формы социального взаимодействия, более гибкие и динамичные, способные быстрее трансформироваться в соответствии быстротой изменений внешней среды.
Такие же ценности как эстетика, ум, гибкость, профессионализм, активная жизненная позиция становятся еще более актуальными и именно эти ценности можно обнаружить у главного героя.
Гарфилд выигрывает не потому что он циничен или хитрее. Его карикатурность это попытка режиссера определенным образом представить типичную «акулу Уолл-Стрита». Но за одеждами можно разглядеть и предпринимательский ум. Этот ум способен разрешать кризисные ситуации в экономике (см. Экономика и кризис) ради собственной прибыли и общего блага.
Победа Гарфилда ― это не только экономическая целесообразность, не только выгода для акционеров, но и рождение нового проекта по выпуску корда для подушек безопасности, это новые рабочие места, новая продукция, которая служит сохранению жизни людей. Все это человеческие ценности, которые создаются простой логикой действий предпринимателя.
«Чужие деньги» (Other People’s Money, США, 1991 г.)
Режиссер: Норман Джуисон (Ураган, Правосудие для всех, Роллербол, Афера Томаса Крауна и др.)
Актеры: Дэнни Де Вито, Грегори Пек, Пенелопа Энн Миллер, Пайпер Лори, Дин Джонс и др.
Сборы в США: $25,7 млн