Киноклуб «Шоу Трумана»

Share on telegram
Share on vk
Share on twitter

Можно ли убежать от современного мира? Достижений технического прогресса, общественных институтов, морали, законов, экономики, прочих благ и условностей цивилизации, окружающей нас. А если и можно, то как реализовать себя, свои таланты, способности вне социума, без других людей?

Фильм «Шоу Трумана» показывает реалити-шоу, главный герой которого Труман (true man = настоящий, реальный человек) Бербенк не знает, что он с рождения живет в искусственном городе, напичканным телекамерами и жителями-актерами, которые делают вид, что все это и есть реальный мир.

В течение тридцати лет Труман ведет жизнь образцово-показательного представителя среднего класса, у него есть работа, дом, семья и друзья, все устроено, предсказуемо, как на картинке в модном журнале, но героя фильма не слишком радует такая показательная жизнь.

Питер Уир (68 лет)

Австралийский режиссер, лидер австралийской новой волны. О молодом режиссере заговорили после его загадочных фильмов «Пикник у висячей скалы» (1975) и «Последняя волна» (1977), которые критики характеризовали как нечто мистическое, запредельное, непознаваемое. Сам режиссер признавался, что исследовал в своих ранних работах сновидения и грезы. А позже так объяснял свое творчество: "Меня завораживают люди в изолированных условиях… долгие путешествия на кораблях, и комнаты ожидания, и лифты… безотказно захватывают меня, потому что тут люди открывают… всё то о чём не говорят вслух. Даже не столько во взаимоотношениях, сколько в подсознании".

Неудовлетворенность подталкивает Трумана пристальней оглядеться и он обнаруживает, что все, что его окружает не настоящее, а лишь обман. Герой фильма решает вырваться из золотой клетки, уехать в реальный мир, где как ему кажется, только и можно достичь счастья, пережить подлинные чувства, узнать цену подлинным дружбе и любви …

О чем эта история? О праве человека на частную жизнь и независимость, которое попирается в современном обществе благодаря власти СМИ, техническому прогрессу, интересам безопасности, экономическим реалиям и многим другим.

Или ценность представляет не само по себе право, а то, что оно защищает, то есть свободу, но не как абстракцию, а как способность человека быть хозяином самому себе. Это качество не обусловленно социумом, и обеспечивает подлинность человеческого бытия. Именно эта проблема озадачила Трумана, он чувствовал, что не настоящей была сама его жизнь.

Кто виноват в этом? Создатель и режиссер шоу, умело дергающий за ниточки и управляющий этой вселенной, чтобы дать зрителю сильные эмоции и заработать рейтинг и прибыль? А где ответственность зрителя, который голосует за шоу своим вниманием и рублем?

Ловкий ход обвинить телевидение, режиссера, корпорации, систему. Этот прием работает, хоть и не нов. Никто не сможет запретить телевидение или ввести цензуру, это невозможно в демократическом обществе, а значит риска нет никакого. Автор виновных назначил, общество эмоции выплеснуло, и волки сыты и овцы целы, система не пострадала, жизнь дальше идет своим чередом.

А что в этой истории делает сам главный герой? Он вкалывает на работе, занят карьерой, продажами страховых продуктов или изображает из себя типичный офисный планктон? Возможно, ему не нравится его работа, у него другое призвание, и он ищет другие варианты? — Нет, мы этого не видим. Тогда чья это ответственность его или режиссера шоу?

Труман женится не по любви, а потому, что жена упала на голову, и не слезла с нее. Ту девушку, которая вызывала интерес убрали из шоу. Но окончательный выбор сделал сам главный герой. Он принял навязанный сценарий, хотя мог и отказаться от него.

Мем и меметика

Мем — элементарная единица информации, культуры. Особенность мема — способность размножаться и распространяться среди людей. Меметика — наука, предметом изучения которой являются феномены живущих идей или мемов, а также политических идей, моды, рекламы и многого другого с привлечением знаний биологии и психологии. Литература: Броди P. "Психические вирусы", Докинз Р. "Эгоистичный ген", Менегетти А. "Онтопсихология и меметика".

Другой вопрос, что сегодня нас обрабатывает огромный объем информации, информационные посредники в лице СМИ втолковывают различные «истины» со всех сторон. Ученые и философы давно заговорили о мемах, семуклярах, ложных знаках и символах, которые создают иллюзорный мир, далекий от реальности, выгодный тем, кто управляет экономикой, политикой, социальными процессами. Но выбор делает сам человек.

Примером социального управления может служить известное российское реалити-шоу «Дом-2», которое уже более восьми лет идет на ТВ. На первый взгляд это лишь развлечение для молодежи, с интригами, скандалами, со всем тем, что призвано провоцировать спрос и интерес. Однако, за атрибутами шоу скрывается и психологический смысл.

Слоган «Дом-2»: «Построй свою любовь» апеллирует к высшей ценности, но само шоу рекламирует не любовь. Молодым людям предлагается мостик, дорожка от секса к серьезным отношениям, к браку рождению и воспитанию детей. Цель шоу сформировать семейные ценности, вернуть молодежь на традиционный путь, в том числе и ради решения демографической проблемы. Это и есть социальное управление. И весь вопрос веришь ли ты в эти мемы или нет.

Таков сегодня реальный мир, который показан в фильме как шоу, но и за его пределами он мало чем отличим. Люди ведут себя как актеры, дежурно улыбаются, говорят пустые слова, редко бывают искренними, играют те или иные роли, следят друг за другом, живут без цели и смысла, и подменяют собственные чувства и переживания тем, что дает телевизор, а теперь и интернет.

Тогда куда бежит мистер Труман? Строить свою любовь? Или он бежит не куда, а откуда? Но достаточно ли этого, чтобы обрести себя? Или личности требуется куда больше — научиться самостоятельности, автономности, успешности, овладеть нужными социальными инструментами, которые и позволят завоевать свободу и подлинность бытия?

«Шоу Трумана» (The Truman Show, США, 1998 г.)

Режиссер: Питер Уир («Общество мертвых поэтов», «Галлиполи», «Хозяин морей: На краю Земли», «Пикник у Висячей скалы» и др.)
Актеры: Джим Керри, Лора Линни, Ноа Эммерик, Наташа МакЭлхоун, Эд Харрис и др.
Премии: Золотой глобус (1999 г.), Британская академия (1999 г.), Европейская киноакадемия (1998 г.)
Кассовые сборы: $364 млн.

Синемалогии по фильму «Шоу Трумана», а также «Общество мертвых поэтов» и «Пикник у Висячей скалы» можно прочитать в книге А.Менегетти «Онтопсихологическая синемалогия».

другие статьи и события