Экономический кризис как стимул к развитию интуиции лидера

Share on telegram
Share on vk
Share on twitter

Финансово-экономический кризис, разразившийся в США и охвативший весь глобальный мир, превратился в крупнейший и глубочайший экономический спад за последние десятилетия. Современная экономика (вернее ее сегодняшнее понимание обществом, в основе которого лежат математические построения) не имеет никаких физических ограничений, а точнее — оторвана от материальности физического мира!

Что такое кредит? Это торговля будущим, которого пока еще нет. Большинство финансовых инструментов, явившихся спусковым механизмом нынешней экономической нестабильности, – умозрительные построения, основанные на теории вероятностей, математических моделях и прогнозах, вплоть до операций с бесконечностью (возможность математических операций с бесконечностью постулировал немецкий математик Георг Кантор в конце XIX в. Его идею простым языком можно выразить как «рассуждение, в котором желаемого гораздо больше, чем действительного»).

Следствием подобного научного подхода стало то, что финансы – основа любой экономики, ее кровь – становятся этакими per se (для себя) – самодостаточными, оторванными от реальной физической основы, реального материального богатства.

Но кризис – это не только спад экономический. Все больше и больше экспертов во всем мире говорят о кризисе нравственном, следствием которого стали социально-экономические катаклизмы.

Современные футурологи считают, что человечество переживает глубочайший цивилизационный перелом, итогом которого будет «становление интегральной цивилизации, ноосферного, энергоэкологического способа производства и потребления, многополярного мироустройства» (цитата из интервью известного российского футуролога, д.э.н., академика РАЕН Ю. Яковцева, данного 23.04.2009 газете «Россия»).

Известный американский социолог русского происхождения Питирим Сорокин, автор теории социокультурных циклов, более 40 лет назад предсказал неизбежность становления интегрального общества, где на смену техногенной индустриальной цивилизации, в которой человек был придатком-винтиком огромной промышленной, политической, идеологической машины, идет гуманистическая, ноосферная постиндустриальная цивилизация, на первое место в которой выдвигаются творческое начало и духовные ценности (символично, что в то же время – около 40 лет назад – зарождается новый гуманистический междисциплинарный подход к исследованию человека –  онтопсихология).

Интеллектуарий

Вопрос о смене парадигмы развития становится все более актуальным. Элиты ведущих мировых держав все более и более склоняются к тому, что не наращивание материальной мощи приоритетно сегодня. Речь идет об интеллектуальной экономике, «экономике знаний», инновациях, способных продвинуть вперед как отдельные страны, так и цивилизацию в целом. А основой такого прорыва может стать новый класс — «интеллектуарий» (по аналогии с марксистским понятием «пролетарий» – двигателем прогресса в империалистическом обществе).

В настоящее время все большее значение придается развитию информационных технологий. Но без новой гуманистической парадигмы мир может пойти по тупиковому пути, став заложником постиндустриальной цифровой машины, еще более мощной, чем та, которая приходит в упадок сегодня. Чтобы этого не случилось (и лучшие умы человечества все громче говорят об этом) – во главу угла должен быть поставлен человек, но человек не «информационно-интеллектуальный», а человек духовный (не в религиозном, но скорее философском смысле).

Этические и нравственные проблемы все чаще становятся предметом обсуждения не только философов, но и политиков, экономистов, социологов, менеджеров. В конце 90-х годов прошлого века в Европе и США, а последние 2-3 года и в России все чаще стали говорить о «нравственности и социальной ответственности бизнеса».

Подключаются к обсуждению проблем состояния мировой экономики и ведущие мировые школы бизнеса, испытывающие кризис предлагаемых образовательных программ для современных менеджеров и предпринимателей. Преподаватели бизнес-школ признают, что причины мирового кризиса кроются в том, что мир переходит к «экономике знаний», а существующие представления, парадигмы, модели восприятия реальности, методы постановки и решения задач меняются гораздо медленнее, чем сама реальность.

«Чему и как следует учить в бизнес-школах?» – этим вопросам все чаще задаются создатели программ MBA во всем мире. Большинство бизнес-моделей исчезают, мир бизнеса становится другим – это признают все. Но как найти адекватную современным изменениям форму подготовки лидеров будущего, на что должен быть сделан упор, какие аспекты подготовки приоритетны – аналитика или творчество, эмоциональный интеллект или научная основа, расчет или интуиция?

Онтопсихологическая школа, принимая вызовы современности, предлагает принципиально новый гуманистический, инновационный подход в сфере формирования лидера-протагониста будущего. С начала 80-х годов ХХ века онтопсихология стала все большее значение уделять вопросам лидерства, креативности, развития интуиции.

В России действует несколько образовательных программ, направленных на формирование лидеров нового поколения. В сотрудничестве и на базе Санкт-Петербургского государственного университета открыта программа переподготовки по онтопсихологии, а также действуют курсы Школы бизнес-интуиции ФОИЛ.

«…если человек следует своему потенциалу, если он родился лидером, для него есть волшебный мир, где он может находиться, быть больше, делать больше, чтобы давать больше, потому что, по сути, настоящий человек испытывает удовольствие от того, что он любит, видит, как другие растут вокруг него». Антонио Менегетти.

другие статьи и события